Техническое задание

Если вы не часто сталкиваетесь с заказом сувенирной и печатной продукции или делаете это впервые – статья окажется полезной для вас. Если словосочетание «техническое задание» навевает на вас скуку или ужас – статья развеет ваши сомнения. Составление технического задания не потребует от заказчика слишком много времени и специальных знаний. Простое техническое задание на разработку несложного макета (например, визитки) может состоять всего из нескольких строк. ТЗ на продукцию, содержащую большой объем информации и графических элементов, проще всего оформить в виде брифа.
Зачем пишут ТЗ?
Составление технического задания на разработку сувенирной или полиграфической продукции – это полдела. Если ваша идея вполне сформирована – ее необходимо описать дизайнеру. В этом случае вы быстро достигните цели и получите продукцию с наименьшими затратами времени и сил. Бывает так, что рассказать – дольше, чем показать. В этом случае техническое задание может сопровождаться эскизами заказчика, набросками будущего изделия.
Если идея лишь витает в воздухе – составление задания и заполнение брифа поможет оформить фантазии и приблизится к реальности. Мысли необходимо обличить и в письменную форму. Это позволит заказчику контролировать выполнение своих требований и пожеланий.
Кто пишет техническое задание?
При разработке нового прибора или машины составление ТЗ поручается ведущим специалистам заводов и фабрик — главным конструкторам, руководителям проектов. В нашем случае – составлением технического задания должно заниматься лицо (или группа лица), которое будет осуществлять приемку готового продукта в будущем. Менеджер или дизайнер предоставит анкету-бриф , которую необходимо заполнить и согласовать. Ситуация, при которой заполнением брифа занимается, например, помощник, а утверждением готового макета директор – недопустима.
Если организация имеет сложную иерархическую структуру, и прием конечного продукта будет производиться на многих уровнях, то отвечать на вопросы брифа должны все заинтересованные лица. Потратив на утверждение достоверного задания полчаса, руководитель многократно сократит время разработки и согласования. Время, затраченное на подготовку задания, — одно из лучших вложений, которые заказчик может сделать в период проектирования.
О чем пишут в ТЗ?
Основное заблуждение заключается в том, что часто заказчики под техническим заданием подразумевают форму, а не содержание продукта. Заказчик затрудняется описать внешний вид листовки или каталога и предлагает действовать дизайнеру «на свой вкус». На самом же деле необходимы подробности о назначении, задачах и целевой аудитории будущего продукта. Только заказчик, будучи специалистом в свой области, знает ответы на эти вопросы.
Техническое задание может состоять из нескольких строк или нескольких листов. Небольшое задание может быть оформлено в свободной форме. Профессиональная деятельность заказчика, его заботы, обязанности и интересы довольно быстро вытеснят из памяти беседу с дизайнером. Вспомнить подробности поможет техническое задание. Требования формулируются на языке потребителя-неспециалиста и не всегда бывают технически четкими и исчерпывающими. Банкир, врач или бухгалтер не обязан знать полиграфических терминов. Перевести требования заказчика на язык исполнителя, сформулировать задачу максимально полно и грамотно — это и есть главная цель ТЗ. Диалог с дизайнером — неотъемлемая составляющая этого этапа работы.